Индия будоражила умы европейцев на протяжении всей своей истории. Её сказочные богатства, неисчерпаемый рынок сбыта и ареол таинственности неизменно влекли колонистов и путешественников из Старого Света. В начале XVIII века в Индии с успехом работали Британская, Французская и Голландские Ост-Индские компании, принося своим владельцам, а заодно и правящим монархам колоссальные прибыли. В стороне от делёжки индийского пирога оставалась Австрия. Это было обусловлено отсутствием у империи Габсбургов адекватного выхода к морю (единственный небольшой порт на Адриатике Триест не мог стать базой дал колониальной экспансии), но всё изменилось в 1713 году.

Остендская компания (1722 – 1727 гг.)

В апреле 1713 г. был заключен Утрехтский мир, знаменовал окончание Войны за Испанское Наследство. По его условиям Австрия получила в свои владения Испанские Нидерланды, расположенные на территории современной Бельгии и Люксембурга, а вместе с ними и выход к Северному Морю. Это открывало широкие торговые перспективы для Вены, до этого имевшей выход лишь в Адриатическое море через Триест.

Габсбурги получили Южные Нидерланды вместе с морской инфраструктурой и давними мореходными традициями. Если в Триесте приходилось фактически с нуля создавать порт, то Антверпен, Остенде и Гент уже являлись процветающими современными портовыми городами, готовыми принимать и отправлять столько грузов, сколько понадобится Вене. Уже с 1715 года начинаются регулярные экспедиции различных частных компаний Австрийских Нидерландов в Индию и Китай. В период с 1715 по 1722 гг. в них задействовано суммарно 34 корабля. Однако, конкурентные противоречия между ними сказывались на прибыли и в декабре 1722 года император Карл VI, объединив конкурентов, учреждает Ост-Индийскую компанию. Базой компании был выбран город Остенде, давший ей название, а штаб-квартира расположилась в Антверпене. Капитал компании составил 6 миллионов гульденов. Было выпущено 6000 акций, по 1000 гульденов каждая. Основными акционерами стали представители знати Австрийских Нидерландов. Директоров выбрали из числа наиболее авторитетных предпринимателей.

Корабли Остендской компании

С 1724 по 1732 гг. между Остенде, Кантоном (Гуанчжоу) и портами Бенгалии курсировало 31 судно. Главным продуктом импорта из Азии являлся чай. Цены на него в Европе в тот период росли и австрийцы хорошо зарабатывали на этом бизнесе. Разумеется, появившийся из неоткуда конкурент не мог не вызвать негативной реакции Англии, Франции и Соединённых Провинций. Однако, сколь-нибудь эффективно противодействовать австрийцам конкуренты не могли.

Модель корабля Остендской компании 1724 г. в Морском музее Антверпена

Между тем, торговля шла с успехом, что отражалось на тоннаже кораблей. Если в период с 1715 по 1717 год австрийцы использовали корабли водоизмещением 200-250 тонн, то к 1723 году тоннаж судов вырос до 360 тонн, а к 1730 максимальное водоизмещение составило 600 тонн, при среднем значении в 407-433 тонны. Для сравнения, среднее водоизмещение корабля британской Ост-Индийской компании начала XVIII века составляло 300-350 тонн, а максимально 700 тонн.

Австрийцы при дворе одного из индийских князей

Первоначально верфи Остенде не могли обеспечить строительство крупных кораблей, их приходилось закупать в Англии, Соединённых Провинциях и Ганновере, однако к 1730 году кораблестроители Австрийских Нидерландов вышли на нужные показатели.

Корабль Остендской компании на бельгийской марке 1973 г.

Австрийцы основали колонии в бенгальских населённых пунктах Банкипуре и Ишапоре. Но, в 1733 году англичане подговорили одного из мусульманских князьков напасть на Банкипур в результате резни выжило всего 14 человек, которые отплыли в Европу. Ишапор так же был оставлен австрийцами.

На закате своего правления Карл VI шел на все мыслимые и немыслимые уступки чтобы задобрить европейских владык, гарантировавших наследование австрийского трона его дочерью. Какова цена слов властителей Европы станет понятно сразу после смерти Карла. В 1727 году император в качестве реверанса Англии, Франции и Голландии, закрывает Остендскую компанию. Конкуренты вздохнули с облегчением, а Вена потеряла миллионы гульденов прибыли от торговли с Азией. Но предприимчивые жители Австрийских Нидерландов продолжают совершать экспедиции в Азию не легально. Но о былых масштабах и колонизации речи уже не идёт. Война за Австрийское Наследство (1740 – 1748 гг.) окончательно похоронила колониальные амбиции австрийцев. Впрочем, мёртвые порой восстают из своих могил.

Флот Остендской компании

Некоторые корабли Остендской компании:

«Императрица Елизавета» (назван в честь жены Карл VI) – 28-и пушечный корабль с английской командой

«Надежда» – 20-и пушечный корабль

«Орёл» – 36-и пушечный фрегат

«Святая Елизавета» – 22-х пушечный фрегат

«Святой Карл» – 26-и пушечный корабль

«Император Карл VI» – 26-и пушечный корабль

«Мир» – 28-и пушечный фрегат

«Маркиз де Прийе» — 28-и пушечный фрегат

«Тигр» — 28-и пушечный фрегат

«Лев» — 22-и пушечный фрегат

«Конкорд» — 30-и пушечный линейный корабль

«Город Вена» – бывший корабль Британской Ост-Индийской компании Indiaman Heathcote

«Дом Австрии»

«Святой Иосиф»

«Фландрия»

«Принц Евгений»

«Императрица»

О том как создавался военно-морской флот Австрии вы можете прочитать в статье

«Флот Австрии. Начало»

Вторая Ост-Индская компания

Война за Австрийское Наследство, а затем Семилетняя война более чем на 30 лет заставили Австрию отказаться от колониальных амбиций. Лишь на закате золотого века Марии Терезии имперский флаг вновь начал развиваться далеко за пределами континентальной Австрии, благодарить за это нужно англичанина голландского происхождения Уильяма Болтса.  

Уже с 1760-х годов канцлер Венцель Антон Кауниц начинает активно продвигать идею возрождения морской торговли Австрии со странами Азии и Африки, в первую очередь с Индией. Англия в конце  XVIII века была флагманом мирового предпринимательства, поэтому совершенно логично, что австрийцы стремились перенимать опыт заморской торговли именно у англичан. В 1774 году, посол Австрии в Лондоне Людовико Луиджи Карло Мария ди Барбьяно ди Бельгиохосо (1728-1801) встретился с одним из самых известных европейских предпринимателей и авантюристов второй половины 18 века Уильямом Болтсом. К этому времени Болтс уже успел заняться алмазным бизнесом в Лиссабоне, организовать добычу алмазов в Калькутте в составе Британской Ост-Индской компании, и даже побывать осуждённым за незаконные сделки. К 1774 году он подошёл если не в состоянии краха, то в весьма затруднительном положении, нуждающимся в работе. Стоит отметить, что Болтс сам искал встречи с австрийским посланником и сам предложил свои услуги Габсбургам. Семена упали на благодатную почву.

Князь Венцель Антон фон Кауниц-Ритберг

Тем не менее при дворе ряд государственных мужей, включая самого Иосифа II скептически отнеслись к экспедиции в Индию и Китай, предложенной Болтсом. Иосиф II, со свойственной ему рачительностью, граничащей со скупостью, указывал на возможную нерентабельность и авантюрность проекта. Тем не менее, Мария Терезия приняла сторону англичанина и началась подготовка к путешествию. Всё предприятие держалось в строгой секретности. Болтс прибыл в Вену из Лондона под личиной португальского купца. С этой ролью, говорящий на шести языках, в том числе и на португальском, Болтс, справился блестяще.

13 мая 1775 года в Вене состоялась первая встреча Болтса с представителями венского двора – графом Коловратом, Бендером и Францем Антоном фон Раабом. На ней Болтс представил свой план отправки двух кораблей к Малабарскому Берегу, известному своей свободной торговлей (аналог современного офшора). 15 мая он приносит присягу Марии Терезии, а 5 июня получает десятилетний патент на торговлю с Индией, Персией, Африкой, включая Мадагаскар и Китаем. Впрочем, финансировать предприятие Вена отказалась и Болтсу пришлось самому искать, как бы сейчас сказали, инвесторов. Он их быстро нашёл в Австрийских Нидерландах. Ими стали банкиры И. Боррикенс, Д. Нагель и Ч.Проли. Так была основана Вторая австрийская Ост-Индская компания — «Имперская азиатская компания Триест и Антверпен». Её возглавил банкир из Антверпена Чарльз Проли, чей отец был одним из директоров старой Остендской компании, работавшей при Карле VI.

В ходе подготовки к экспедиции Болтс подключает свои старые связи в Лиссабоне. С их помощью он обеспечивает логистику предприятия. Ему удаётся наладить интенсивное сообщение между Лондоном, Лиссабоном и Ливорно — главным портом объединённого австро-тосканского флота, выбранного в качестве базы компании. Он приобретает у британской Ост-Индской компании испытанное судно Граф Линкольн и переименовывает его в «Иосифа и Терезию», желая подчеркнуть свою верность своим новым государям.

Весной 1776 года Болтс сталкивается с первым противодействием англичан. Во время визита корабля в Лиссабон, а «Иосиф и Терезия» тогда ещё ходил под британским флагом, британцы организовали ему ряд административным проблем, существенно задержавших корабль в порту.  Великобритания тогда находилась в союзе с Португалией и устроить это Лондону не составляло труда. Болтсу стало очевидно, что предприятие рассекречено и теперь ему придётся столкнуться в лоб в лоб с могущественным врагом. Но Болтс владел преимуществом – он знал Ост-Индийскую компанию изнутри более чем хорошо, что давало ему пространство для манерва.

24 сентября 1776 г. торговое судно «Иосиф и Терезия» из Ливорно вышло и взяло курс на Малабарский берег Индии. На борту было 152 опытных моряка. Достигнув Сурата, Болтс основал несколько австрийских баз на Малабарском побережье, которые действовали вплоть до наполеоновских войн, положивших конец австрийской азиатской экспансии. На протяжении всего времени существования компании, австрийцы постоянно сталкивались с тайным и явным противодействием британцев. Некоторые случаи были столь вопиющи, что требовали вмешательства посла в Лондоне. И всё же справиться с Болтсом англичанам оказалось совсем не просто. Он заручился поддержкой злейшего врага англичан – наваба (правителя) Майсура Хайдера Али.

Колонизация Мозамбика

В марте 1777 году три корабля под командованием Уильяма Болтса прибыли к побережью современного Мозамбика в залив Мапуту (ранее — залив Делагоа). Здесь он планировал основать базу для торговли между Индией и Европой. На месте бывшей австрийской цитадели сегодня располагается столица Мозамбика – Мапуту. Спустя несколько лет Болтс собирался построить поселение при помощи местных жителей в районе современного Дурбана, но этим планам не суждено было воплотиться. Всего десять австрийцев колонизировали побережье залива и удерживали его в течении 4-х лет, пока в апреле 1781 года португальцы не послали 40-пушечный фрегат с 500 солдатами для захвата территории. Героическое сопротивление австрийцев было подавлено, а имперский флаг больше не поднимался над Мозамбиком.

Освоение Никобаров

В 1778 году Болтс отправляет Иосифа и Терезою к берегам Никобарских островов. 12 июля капитан Беннет достигает архипелага и объявляет его австрийскими владениями. Между тем Никобары своими считала Дания и имела там свою военную базу. Однако, к моменту прибытия австрийцев острова были совершенно свободны от европейцев. Всё дело в эпидемии малярии, из за которой датчане были вынуждены провести эвакуацию с островов, но от своих прав на них не отказались. Тем не менее, капитан Беннет организовал церемонию передачи туземцами группы из четырёх центральных островов архипелага — Нанковри, Каморта, Тринкет и Катчалл во владение Австрийской короны. Местные вожди при свидетелях тремя крестиками подписали соответствующий документ. Однако, Вена, как в Мозамбике, так и в Индии не оказывала колонистам никакой помощи. Эта стратегическая ошибка фактически похоронила австрийскую колониальную инициативу. В 1783 году колонисты из за невыносимых условий и нехватки питьевой воды были вынуждены оставить Никобары.

Модель фрегата Второй Ост-Индской компании, служившего после роспуска компании в Триесте. Морской музей Антверпена.
Модель фрегата Второй Ост-Индской компании, служившего после роспуска компании в Триесте. Морской музей Антверпена.

Постепенно росло недовольство Болтсом у руководства австрийской Отст-Индской компании. Целью любой компании является получение прибыли, а инициативы Болтса были преисполнены героизма, но пока ничего кроме убытков не приносили. К тому же Болтс был строптив и считал себя более квалифицированным предпринимателем чем директора компании. Так Чарльз Проли настаивал на экспедиции в Китай и сворачивании колонизации Индии. Болтс же был убеждён, что как раз в Индии их ждёт финансовый успех. По его мнению, австрийские товары, такие как ртуть, свинец, медь, железо, олово и купорос будут гораздо более востребованными в Индии чем в Китае. Проли в обход Болтса отправляет два корабля на Маврикий и один «Принц Кауниц» в Китай, так же он отказался оплачивать счета Болтса, которые он высылал из Индии, а по возвращении в Ливорно арестовывает флагман Болтса «Иосиф и Терезия». Болтс оказывается блокированным в Индии.

Примирять бывших компаньонов пришлось императору Иосифу II. На встрече 28 июля 1781 года Болтс и Проли договорились реорганизовать Ост-Индийскую компанию в акционерное общество, которая в августе вошла в «Имперскую компания Триеста и Антверпена». Компания должна была отправлять шесть судов в Китай и Индию, два в Восточную Африку и Маврикий и три для промысла южных китов. Болтс, под давлением группы Проли был вынужден отказаться от своего участия в компании.

Проли быстро переориентировал новую компанию на Китай, главным продуктом экспорта из которого стал чай. Англо-Американская война, куда были втянуты основные, помимо Британии, поставщики чая, Голландия и Франция, фактически пресекла поставки чая в Европу. В 1781-1782 гг. цены на чай взлетели до небывалых высот. Этим пользуется Проли и отправляет в Китай сразу пять австрийских кораблей: «Хорват», «Коловрат», «Цинцендорф», «Герцог Максимилиан» и «Австриец». Однако, вместо баснословной прибыли, Прлои понёс баснословные убытки, поставившие компанию на грань существования. Дело в том, что в 1783 году было подписано перемирие между воюющими странами и поставки чая снова возобновились, это случилось как раз во время возвращения австрийских кораблей из Китая. Там они закупили чай по высоким ценам, за время обратного пути цены упали и в Европе распродавать чай пришлось фактически за гроши в убыток себе.

Ситуацию усугубили инвестиции в гигантский торговый корабль «Золотой Имперский Орёл» («Kaiserliche Adler or Aigle Impériale»), водоизмещением 1100 тонн. Его строительство началось в 1784 году на верфи в Фиуме и он должен был стать девятым кораблём во флоте компании. Но чудо-кораблю не суждено было увидеть свет. В 1775 году «Имперская компания Триеста и Антверпена» прекращает все выплаты, а Чарльз Проли кончает с собой. В мае 1786 года корабли компании были пущены с молотка.

Торговое судно Второй Ост-Индской компании

Проли отправился в мир иной, а Уильям Болтс жив, здоров и полон энтузиазма. Теперь он вынашивает планы экспедиции в Северную Америку. Тем его привлекают морские выдры каланы, звери мех которых чрезвычайно ценился, что чуть было не привело к их полному истреблению. Болтс вдохновляется опытом Джеймса Кука, добывшим и отлично продавшим мех каланов в 1779 г.

Сразу по возвращении из Гуанчжоу в Ливорно в 1781 году на корабле «Кауниц» (не путать с «Принцем Кауницом» флота Проли), Болит начинает подготовку к американской экспедиции. Для этого в ноябре 1781 г. он приобретает в Англии корабль «Кобенцль», названный в честь вице-канцлера Австрии графа Филиппа Кобенцля . В мае 1782 г. он получает аудиенцию у императора Иосифа II на которой излагает свой план. Это должно быть кругосветное путешествие. Болтс хотел обогнуть мыс Горн, добыть каланов в Калифорнии, продать их мех в Китае и вернуться в Триест. Иосиф II с восторгом принимает эту идею. Просвещённому императору нравятся лавры государя под флагом которого совершаются кругосветные путешествия и, неизменно их сопровождающие, научные открытия. Но денег он снова не даёт.

Болтс до самой смерти продолжает фонтанировать авантюрными идеями предлагая свои проекты то Екатерине Великой, то королю Неаполя, участвует в подготовке экспедиции Лаперуза и даже получает добро от короля Швеции Густава III на создание шведской колонии в Австралии. Но удача уже давно изменила великому авантюристу. Ни один из последних планов Болтса не достигает реализации. Последним приютом для этого героя Австрии и Человека Мира стала парижская больница для бедных, где он умер в 1808 году.

Эпилог

Обе попытки Австрии обзавестись колониями в XVIII веке провалились по причине не достаточной проработанности и недофинансирования. И если Остендстская компания в целом могла существовать на самоокупаемости, то предприятие Болтса и Проли явно нуждалось в серёзной государственной поддержке и стратегическом планировании. Без этих двух составляющих невозможно было ни обеспечить бесперебойную торговлю с заморскими странами, ни зацепиться за клочки суши вдали от метрополии. Одних энтузиазма и самоотверженности, которые вне всякого сомнения были присущи австрийским колонистам было категорически недостаточно.

Серж Сакенов

Многие материалы в этой статье публикуются на русском языке впервые.

__________________________________________________
Понравилось? Поддержи автора деньгами!

Это не коммерческий проект, автор тратит свои личные время и средства, чтобы подготовить для тебя этот материал.

Карта автора для донейшена: 5211 7826 7537 8191

Westernworld
s.vasenko@gmail.com

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *