Как зарождался австрийский флот. От присоединения Триеста до присоединения Венеции. Первые победы и первые герои.

Луи-Франсуа Кассас. Бухта Триеста в 1802 г.

Сегодня Австрия не имеет выхода к морю, но так было не всегда. Когда-то эта страна была новатором морских технологий и задавала тон тактике морского боя. В начале прошлого века Австро-Венгерский флот, не смотря на свою относительную малочисленность и скромность размеров кораблей представлял грозную силу. Антанте приходилось прилагать немалые усилия для того чтобы держать его запертым на Адриатикепосредствам Отрантского барража. Вырвись четыре линкора типа «Вирибус Унитис» в Средиземное море, ходы войны мог бы пойти по-другому.

А начиналось австрийское военное кораблестроение на Дунае. Упоминание о первых верфях в Вене датируется 1440 годом. Однако, о появлении полноценной флотилии можно будет говорить лишь 100 лет спустя. Несмотря на то, что Австрия имела выход к морю через Триест с 1382 года, когда жители Истрии попросили Габсбургов освободить их от венецианцев, развитие города шло крайне медленно и лишь император Карл VI в начале XVIII столетия озаботился обустройством триестского порта для сообщения с новыми владениями Габсбургов на юге Италии. В 1511 Триест впервые вооружил две бригантины для защиты гавани.

Утро Триеста

В 1702 году босниец Август Мария Бранкович создал первую эскадру в Триесте из 4-х галер, экипажем в 40-60 человек на каждой. Позднее к ним добавилось ещё 8 кораблей. В 1704 году было приобретено 10 кораблей в тосканском Леворно. Флот начал обретать какую-то внятную форму, но смерть инициативного императора Иосифа I в 1711 году затормозило его создание.

В 1712 году при дворе нового императора Карла VI появляется авантюрист Франсуа де Сен-Илер. Он обвиняется Французским Королевством в государственно измене и шпионаже. Бежит сначала в Лиссабон, затем Лондон и наконец оказывается в Вене. Сен-Илер представляет императору план постройки 20 кораблей с вооружением от 40 до 80 пушек каждый. Всего на кораблях должно было разместиться 1270 орудий. Все корабли планировалось построить за год на верфях Нидерландов и Гданьска. От строительства на верфях Неаполя и Триеста предполагалось отказаться из-за того, что по мнению, Сен-Илера, они не могли обеспечить надлежащего качества. В проекте было предусмотрено не только строительство кораблей, но и инфраструктуры для их содержания, а также обучающих центров для моряков.

Император Карл VI в короне святого Вацлава

Почему же этот хорошо продуманный проект так и остался нереализованным? Основная причина состояла в том, что Война за Испанское Наследство близилась к своему логическому завершению и Карлу VI было очевидно, что флот участия в ней принять не успеет. Истощённая изнурительной войной Австрия не могла себе позволить роскошь обладать бесполезным флотом. Сен-Илер напирал на то, что флот позволит конвоировать торговые суда в Вест-Индию и откроет возможности безопасной торговли на Средиземноморье. Но, торговый флот Габсбургов был невелик, и игра по мнению Вены не стоила свеч. Противостоять ведущим морским державам флот из 20 кораблей не мог. Например, Англия и Голландия имели флоты по 100 линейных кораблей каждый. Изрядно потрёпанная за войну Испания сохранила флот из 50 линкоров. Тем не менее, полностью от идеи военного флота не отказались. Он был нужен в первую очередь для борьбы с пиратами и защиты прибрежных территорий. Но строить его решили на своей территории и в гораздо медленнее.

Бог войны Марс держит в руках австрийский военный корабль. Гравюра XVIII века.

2 июня 1717 года было провозглашено Свободное судоходство на Адриатике. Это означало, что Венеция оказывалась от практики пиратства и, совместными усилиями с австрийцами, обязывалась положить конец этому явлению в Адриатическом море.

В 1719 году Триест был объявлен вольным имперским городом со всевозможными привилегиями, что дало толчок к его развитию. Тем не менее, ещё почти столетие Австрия не будет иметь регулярного военного флота на Адриатике. Основной причиной этого было господство там венецианского флота, державшим австрийское побережье в фактической блокаде. В 1719 году первые торговые корабли отправились из Неаполя и Триеста к берегам Индии, была основана первая Австрийская Ост-индийская компания.


Триест играл важную роль как торговый порт в отношениях с Оттоманской Империей. Через год после подписания Пожаревацкого мира была основана Восточная компания для торговли с Турцией. Несмотря на то, что торговля с Великой Портой могла вестись по Дунаю, основную массу товаров удобнее было доставлять по морю и тут Триест был незаменим.

Эпоха первых адмиралов

С отторжением у Испании Неаполя в 1714 году (де-факто в 1707 г.) и Сицилии в 1720 году, Карл VI начинает создавать флот на Средиземном море. Местами базирования флота был выбран город Байи на побережье Неаполитанского залива, Триест и Порто-Ре на Адриатике. Первые военные корабли под австрийским флагом для противодействия Испании начали ходить по Средиземному морю уже в 1707 году. Строительство флота хоть и было начало сразу после того как появилась первая возможность, продвигалось с огромным трудом. Сказывалось отсутствие опыта в кораблестроении и мореходном ремесле. Поставленный лес, оказался не пригодным для кораблестроения, пушки, закупленные в Голландии были бракованными, офицеры, набранные из испанцев, промышляли контрабандой.

Гаспар Батлер. Вид на Неаполь с Ривьеры ди Кьяйя со стороны улицы Посиллипо, с Везувием за ее пределами. 1718 г.


Гаспар Батлер. Вид на Неаполь с моря в 1720-1733 гг.

В 1719 году командующим нарождающимся австрийским флотом был назначен англичанин вице-адмирал лорд Джордж Форбс. Частично корабли были приобретены из состава эскадры, дислоцирующейся в порту Маон на средиземноморском острове Менорка.

В 1725 году Форбса сменяет датчанин вице-адмирал Дейхман. В 1726 году он проводит тщательное исследование побережья для выбора мест для обустройств новых верфей. Так же Дейхман детально прорабатывает логистику производства флота. Огромное внимание уделяется качеству древесины. Для чего составляется реестр особо ценных лесов. Уже в следующем 1725 году австрийский флот насчитывает 5 линейных кораблей и 4 галеры. Два из них: флагман «Святой Леопольд» и «Святая Изабелла» базируются в Триесте, в Неаполе стоят «Святая Барбара» , «Святой Карл» , «Святой Михаил» и 4 галеры. Тем не менее, не смотря на предпринятые усилия по контролю качества, Дейхман констатирует ненадлежащее состояние флота. Это касается как как технического оснащения кораблей, так и состояния команды. Полностью укомплектован моряками был лишь один «Святой Леопольд».

Историографические наименования флотов Габсбургов (по Р. Хайдингеру)

Для исправления ситуации Дейхман формирует 6 принципов стратегического развития флота, воплотить которые в жизнь должно, расположенное в Неаполе «Центральное Морское Управление». Перечислим их:

  • Развитие торгового флота. Успешный военно-морской флот невозможен без успешного торгового флота. Торговый флот — кузница кадров для военных моряков.
  • Создание корпуса морской пехоты.
  • Формирование бюджета на более длительный период, выплаты наличными.
  • Выбор в качестве базы флота одного порта во избежание «распыления» расходов по разным портам. В этом порту должна быть построена вся необходимая инфраструктура.
  • Организация обучения будущих моряков, которое следует начинать с 15 лет.


Не смотря на благосклонную реакцию Венского Двора на предложения Дейхмана, реализованы они практически не были. Лишь в 1731 году существенно модернизировали триестский порт.

В 1731-1732 гг. австрийский флот отметился в подавлении восстания на Кросике против Генуи.

Австрийцы высаживаются на Корсику. 1732 г.

Предтеча Теггетгофа

В 1733 году Дейхман умирает и его место занимает генуэзец граф Джан Лука Паллавичини (1697–1773). Позже он станет австрийским генерал-губернатором в Милане. Между тем над Австрией нависает опасность новой войны с Испанией и Палливичини надлежало подготовить так, и не созданный окончательно, двумя своими предшественниками, флот для обороны австрийский берегов. Он срочно начинает строительство ещё 4-х новых кораблей, усиливает артиллерийскую оборону Неаполя, форсирует обучение матросов и офицерского состава, ведет переговоры о закупке кораблей. Но за шесть месяцев, оставшихся до войны создать боеспособный флот было невозможно.

Джан Лука Паллавичини в 1734 г.

19 марта 1734 года испанские корабли входит в Неаполетанский залив. Паллавичини решается на отчаянную атаку. 20 и 21 марта 1734 года испанцы захватывают острова Прочида и Искья.

25 марта, заметив, что один испанский линкор в сопровождении двух канонерок отстали от остального флота, Паллавичини атакует их силами четырёх галер. Сам командующий находился на галере Святая Элизабет. Согласно плану Паллавичини его галера на полном ходу должна была протаранить линкор, в то время как остальные корабли возьмут на себя канонерские лодки противника. Но, внезапно подул сильный встречный ветер, что сделало таран невозможным. Галеры вынуждены были отступить, тем не менее открыв огонь по испанцам и нанеся им потери, существенно повредив линкор. В этой же схватке погиб капитан испанского линкора.

В начале апреля положение Неаполя становится безнадёжным и Паллавичини решается на эвакуацию из осаждённого города. 8 апреля в сильном тумане флотоводцу удаётся пройти незамеченным мимо испанских кораблей и вырваться из окружения. Вместе с четырьмя галерами он пребывает в Мессину где прикрывает отступление имперских войск с Сицилии.

Затем он ненадолго задерживается в Бриндизи, но и этот пункт Габсбургам не удаётся удержать. Приходится плыть в Триест. Там его ждёт остальной флот. Для защиты флота Паллавичини формирует четыре береговых батареи, надёжно защищающие город от вторжения с моря.

Поход Паллавичини из Неаполя в Триест

Теперь все австрийские военные корабли сосредоточены в Триесте и в 1735 году Карл VI объявляет эти корабли Первым Триестским Морским Флотом, и вводит его в подчинение Гофкригсрату. В апреле 1753 года Джан Лука Паллавичини получает официальное звание «Генерала галер и оставшегося морского флота».

Разные авторы приводят разный состав Первого Триестского Флота (Старого морского флота Триеста). Приведём таблицу с названиями из монографии Роберта Хайдингера «Кайзер Кард VI и флот». В верхней строке указаны фамилии историков, в крайнем левом столбце — названия кораблей.

Численность Старого морского флота Триеста согласно оценкам разных историков

Число кораблей не поддаётся точному определению, однако оно не превышало 6 линкоров, двух фрегатов и 4-х галер.

Там же Паллавичини был сформирован первый батальон морских пехотинцев «Mateloten» численностью в 1200 человек.

Австрийские морпехи XVIII века в Генуе

Однако, уже в следующим году, после завершения Войны за Польское Наследство (1733-1735 гг.) Первый Триестский Флот начинает походить в упадок. Некоторые корабли были разоружены, а остальные стояли без дела. Паллавичини сталкивается с проблемой недостаточного финансирования.

На закате жизни Карл VI терпел одно поражение за другим. Неаполитанский морской полк был переброшен на Дунай для борьбы с турками. Однако это усиление Дунайское флотилии не помогло. Австрийцы не смогли защитить Белград и по итогам подписанного в 1739 году мира, потеряли Северную Сербию.

Дунайская галера «Святая Тереза», 1736 г.

Поражение в войне с Турцией 1739 года ставит крест на Первом Триестском Флоте. Оставшиеся боевые корабли продают в Венецию ( «Святой Карл» затонул в 1737 г.), моряки уволены со службы, а о строительстве полноценного морского флота в Вене надолго забывают, лишь небольшая флотилия канонерок сохранилась на базах в Раабе, Коморне и Гране. Они себя ещё покажут в качестве вспомогательных судов на баварском театре во время Войны за Австрийское Наследство.

На мой взгляд, это было ошибкой. Внешние обстоятельства и отсутствие практического опыта не позволили Австрии осуществить постройку боеспособного ВМФ, тем не менее тот импульс, который получила экономика, из за начавшейся морской торговли в правление Карла VI трудно переоценить. О торговле с Америкой и Индией ещё 20 лет назад австрийцы и не могли мечтать. Для обеспечения безопасности на море требовался мощный военный флот, и он был бы построен, если бы к тому была приложена воля монархов. Австрийцы имели договор о защите своих торговых кораблей с Мальтой, но она, исполняла свои обязанности формально, фактически не оказывая никакой помощи в борьбе с пиратами.

Справедливости ради отметим, что уже в 1740 году само существование Габсбургской Австрии оказалось под вопросом. Молодой эрцгерцогине Марии-Терезии, сменившей внезапно умершего отца пришлось приложить недюжинные силы чтобы спасти державу предков. О морском флоте в таком положении думать не приходилось, но как только ситуация стабилизировалась, Мария Терезия вернулась к идее обретения кригсмарине.

О заморской экспансии Австрии в XVIII веке вы можете прочитать в статье:
«Проект «Австрийская Индия». Как Австрия чуть было не стала колониальной державой»



На Дунае

Со входом Венгрии в орбиту интересов Габсбургов и началом австро-турецких войн, Вена от поверженной Буды переняла технологии военного кораблестроения на главной водной артерии Центральной Европы, которые были эффективнее австрийских. На Дунае для удачного противодействия Турции без речного флота было не обойтись.

Венгерская фелюга XVI-XVII веков

Первую дунайскую флотилию предполагалось затопить во время первого штурма турками Вены в 1529 году, для предотвращения проникновения турецких солдат в город по воде. К счастью такие жертвы не понадобились. Все попытки штурма были неудачны, в результате турецкая армия была вынуждена снять осаду и отступить. Вот тут наступил звёздный час дунайского флота. Австрийцы преследовали отступающие турецкие галеры и транспортники, нанося им своими атаками непоправимый ущерб.

Император Леопольд I в 1680 году лоббировал идею создания Имперского Флота на Адриатике, который бы в связке с другими флотами христианских держа действовал против Оттоманской Империи, однако предложение было воспринято без энтузиазма и австрийцам снова пришлось сконцентрироваться на организации дунайского флота. В результате к 1690 году Вена располагала мощной флотилией на Дунае, в составе которой находились даже линейные корабли. Офицеры и основная часть моряков были приглашены из Голландии. К началу XVIII века, Дунайская флотилия была усилена линкорами второго поколения, более скромных размеров и слабее вооруженных, но гораздо более маневренными, что в условиях действия на реках давало неоспоримое преимущество. Три линкора первого поколения были затоплены в устье Тисы в 1696 году чтобы не допустить продвижения тяжёлого турецкого флота к Буде и Вене.

Модель австрийской канонерки XVIII века

По состоянию на 1701-й год в составе Дунайской флотилии находилось что делало их дороже. В 1701 году по-прежнему оставалось 14 крупных кораблей, 2 фрегата, 2 бригантины и 35 канонерских лодок. Однако, после подписания в 1699 году Карловацкого мира флот начинает приходить в упадок. Вскоре корабли были разобраны на дрова. Однако уже чуть более чем через десять лет, Дунайская флотилия снова оказалась нужной. Назревала новая война с Турцией. Для этих нужд были спроектированы и построены новые линейные корабли, команды для которых были набраны на севере Германии.

Модель австрийской галеры середины XVIII века

Принц Евгений Савойский прекрасно понимал важность Дунайской Флотилии. При нём она была усилена десятью фрегатами, флагманом флотилии стал 54-х пушечный «Святой Леопольд», сыгравший решающую роль при осаде Белграда в 16 июля  — 17 августа 1717 года. Турки пытались не допустить наведение мостов через реку для переброски войск и именно «Святой Леопольд», принял удар на себя, прикрыв австрийский десант. В трёхчасовом бою фрегат схлестнулся сразу с шестью турецкими галерами, но, не смотря на все попытки, туркам так и не удалось потопить корабль. Атака была отбита, все турецкие галеры оказались на дне Дуная.

Осада Белграда принцем Евгением в 1717 году. На рисунке видно обилие кораблей вокруг города

4 августа «Святой Леопольд» предпринял рейд с десантом из сотни австрийских пехотинцев в турецкий тыл, что позволило поставить точку в штурме Белграда и взять крепость.

Модель фрегата «Святой Леопольд»

Примечательно, что в 1789 году столь же значительную роль во время второго штурма Белграда сыграл другой знаменитый фрегат Дунайской флотилии, под командованием не менее прославленного, чем Принц Евгений, военачальника – Гедеона Лаудона.

После заключения Пожаревацкого мира 21 июля 1718 года фрегат больше не принимал участие в боевых действиях и использовался, как и другие корабли Дунайской флотилии в качестве плавучих складов и казарам в уже австрийском Белграде. «Святой Леопольд» и другие корабли для дунайского флота Принца Евгения были построены в Вене гамбургскими и венскими мастерами всего за пол года. Для этого было использовано 4000 дубов. Однако, из 10 построенных фрегатов, лишь три, включая «Святой Леопольд» обладали достаточно быстрым ходом и маневренностью, для ведения эффективных боевых действий на реке.

Некоторые корабли флота принца Евгения с местом приписки

Фрегаты

«Святой Карл»,- 24 пушки, Белград; погиб 10.11.1737 г. под Оршовой
«Святая Елизавета», 8 пушек, Белград; захвачен 10.11.1737 г. под Оршовой с 1738 г. в составе турецкого флота
«Святая Франчестка», 24 пушки, Белград; погиб 24.07.1739 г. под Панчево
«Святая Тереза», 24 пушеки, Белград; погиб 24.07.1739 г. под Панчево
«Святой Стефан» (переименован в 1738 г. в «Непорочное Зачатие»), 50 пушек, Вена; погиб в 1739 г.
«Лев» (переименован в 1738 г. в «Святой Леопольд»), 50 пушек, Вена; погиб в 1739 г.
«Тритон» (переименован в 1738 г. в «Святой Михаил»), 36 пушек, Вена; погиб в 1739 г.
«Морской конь» (переименован в 1738 г. в «Святой Иосиф»), 40 пушек; погиб в 1739 г.
«Святой Карл», 44 пушки, Белград; погиб в 1739 г.

Галеасы

«Святая Елизавета», 14 пушек, Вена; погиб в 1739 г.
«Святая Мария-Анна», 14 пушек, Вена; погиб в 1739 г.
«Святая Екатерина», 14 пушек, Вена; погиб в 1739 г.
«Святой Франциск из Паолы», 14 пушек, Вена; погиб в 1739 г.

Фрегат Дунайской флотилии «Святая Мария», 1716 г.

Флагман принца Евгения, фрегат «Святой Леопольд», 1716 г.

Фрегат Дунайской флотилии «Святой Евгений», 1717 г.
Австрийский галеас

Триест при Марии Терезии

Во время Войны за Австрийское Наследство (1741-1748 г) губернатором Триеста был Иоганн Сейфрид Герберштейн (1706-1771). Не смотря на финансовые трудности он добился строительства двух фелюг для защиты от пиратства.

Мария Терезия

После войны Триестом руководил граф Никлас Гамильтон. Всё это время пиратство остаётся важнейшей проблемой для австрийской морской торговли на Адриатике. Венецианцы саботируют соглашение о совместной борьбе с пиратами. Пика пиратская активность достигает в конце 1764 году, когда Республика Святого Марка открывает свои порты для пиратов Туниса и Алжира. 1 сентября 1764 года дей Алжира Баба Али II Паша объявляет Австрии войну. В ответ Мария Терезия 12 ноября подписывает приказ о строительстве в Порто Ре (современная хорватская Кралеваца) двух мощных фрегатов: Аврора (позднее переименована в Венгрию) и Стелла Маттутина (позднее переименована в «Богемию»).

Модель фрегата типа «Аврора»и «Стелла Маттутина»

Модель фрегата типа «Аврора» и «Стелла Маттутина»
Модель фрегата типа «Аврора» и «Стелла Маттутина»

Во время строительства патруль Адриатического побережья Австрии был доверен гражданским судам, спешно переделанными в военные. Эти импровизированные корабли не могли противостоять ордами берберских пиратов, в результате Венский Двор был вынужден пойти на заключение невыгодных мирных договоров с пиратами. Не смотря большие выплаты пиратам, набеги не прекращалось. Лишь в 1783 году удалось подписать договор о противодействии пиратству с последней африканской страной, где размещались их базы — Марокко.
В 1766 и 1767 году были спущены на воду два новых австрийских фрегата. Их командующим 17 сентября 1767 года был назначен опытный морской офицер из Франции Жан Шарль де Мёз. Де Мёз сразу начал настаивать на строительстве новых кораблей, это нашло поддержку в лице эрцгерцогини, но финансовые противоречия между Гофкригсратом и Министерством Финансов не позвали позволили этим планам осуществиться. В итоге в 1768 году Мария Терезия увольняет «нерадивого» командующего. Поиски нового командира флота зашли в тупик.

План Порто Ре времён Марии Терезии

В марте 1767 года, было принято решение года о создании единого Австро-Тосканского флота. Тосканой тогда управлял сын Марии Терезии, младший брат Иосифа II, Пьетро Леопольдо I, позднее взошедший на престол Священной Римской Империи Германской Нации под именем Леопольда II.Так на тосканских кораблях появился имперский флаг.

Великий герцог тосканский Пьетро Леопольдо I

В 1770 году, усилиями Джованни Актона «Объединенный Флот» был создан, а он стал его командующим.

За громким названием, однако, скрывалось всего 5 кораблей — два австрийских и три тосканских. Австрия гарантировала снабжение 200 матросов, а Тоскана — снабжение и подготовку офицеров. Оружие и обмундирование должны были поставляться из Вены, где их предварительно закупали в Триесте. Тоскана гарантировала полную защиту Адриатического побережья Австрии на 20 лет, но «Объединённый Флот» просуществовал всего три года. Соглашение было расторгнуто Веной в 1773 году, после требования Флоренции направить флот для сопровождения торговых судов в испанский Кадис. Все издержки в этом предприятии должна была взять на себя Австрия.

Дунайская флотилия при Марии Терезии

Мать будущего основателя регулярного военно-морского флота Австрии императора Иосиф II эрцгерцогиня Мария Терезия уделяла большое внимание Дунайской флотилии. Турки продолжали угрожать Австрийской монархии и их вызовы нуждались в адекватных ответах.

Флагман Дунайской флотилии «Терезия»

В 60-70-е годы XVIII века Австрия построила несколько новейших кораблей по венецианским образцам для службы на Дунае. Среди них была и знаменитая Терезия. Парусно-вёсельный корабль строился в течении двух лет шведским мастером Эрихом Ашбергом из Висмара и сочетал в себе свойства венецианского галеаса и классического фрегата. Терезия была спроектирована таким образом, что подходила для службы и на море, скорее именно на море, так как позднее выяснилось, что габариты корабля и его низкая посадка создавали серьёзные проблемы при маневрировании на Дунае. Новый фрегат строился в обстановке строгой секретности на верфи Клостернойбург в Нижней Австрии. Верфь была основана тогдашним бургомистром города Вильгельмом Рудольфом фон Рипке в начале 60-х годов XVIII столетия и стала первой судостроительной верфью в непосредственно австрийских землях. Однако, Османской Империи стало известно об этом проекте. Памятуя какой грозной силой оказались фрегаты Евгения Савойского Стамбул выразил протест на что получил заверения, что корабль имеет лишь потешное назначение и создаётся исключительно для увеселения эрцгерцогини. Он был спущен на воду в 1768 году в присутствии самой Марии Терезии и её сына – Иосифа II.

Фрегат «Терезия»

Не смотря на огневую мощь и внушительный внешний вид, корабль почти 20 лет стоял без дела и лишь во время Австро-Турецкой войны в 1787-1791 гг., продемонстрировал свою мощь на практике. Ко всему прочему он использовался как резиденция главнокомандующего. На его палубе, при осаде Белграда был ранен в ногу австрийский командующий Андраш Хадик, которого заменил Лаудон.

Нос фрегата «Терезия»


Корма фрегата «Терезия»
Гальюн фрегата «Терезия»
Модель фрегата «Терезия»

Корпус фрегата «Терезия

Создание регулярного австрийского флота

Последовательным сторонником обретения Австрией морского флота был канцлер Венцель Антон Кауниц. И хотя первоначально его требования были отвергнуты Иосифом II, видимо снова из-за ограниченности финансов, Кауниц не прекратил попытки пробивать проект флота.

Император Иосиф II

В 1786 году император наконец принимает решение закупить в Остенде два 20-и пушечных фрегата «Le Juste» и «Le Ferme», которые прибывают в Триест 4-го октября. С этого момента регулярный флот Австрии на Адриатике не пресекался, а неуклонно рос, за исключением короткого периода 1809-1813 года, когда Наполеон отрезал Австрию от моря и образовал на территории современной Хорватии так называемые Иллирийские Провинции.
Тогда же Иосиф II утверждает новый военно-морской флаг Австрии, который сохраняется практически неизменным до крушения державы в 1918 году.

К концу его правления (1790-й год) австрийский флот насчитывал три группировки.

Флаг австрийского кригсмарине установленный Иосифом II в 1787 г.

На Дунае среди прочих служили:

Фрегат «Teresia», 24 пушки, 12 гаубиц
Шлюп «Ferdinand», 18 пушек 12 гаубиц
Шлюп «Albert», 12 пушек 12 гаубиц
Шлюп «Elisabeth», 10 пушек 12 гаубиц
Шлюп «Franz», 14 пушек 12 гаубиц
Всего: 51 корбаль с 328 орудиями

В Триесте среди прочих служили:

Фрегат «S. Giovanni», 26 пушек,
Фрегат «La Citta di Vienna», 24 пушки
Фрегат «Il Cesare Augusto», 20 пушек,
Куттер «Il Costante»
Куттер «Il Giusto»

В хорватском порту Сень среди прочих служили:

Шебека «EH Franz», 12 пушек,
Шебека «Prinzess Elisabeth», 12пушек,
4 6-и пушечных бомбардировочных судна, 12 гаубиц,
6 3-х пушечных бомбардировочных судна, 3 гаубицы,
32 канонерских лодки, 6 пушек 3-гаубицы,
4 корабельные батареи 6-гаубиц

Наличие австрийского флота на Адриатике привело к искоренению пиратства и как следствие – увеличению объёмов торговли. Так в 1798 году годовой объём торговли в Триесте достиг рекордных показателей в 37 млн. флоринов.

Австрийское торговое судно конца XVIII века

1789-й год чуть не оборвал жизнь нарождающегося флота. Для штурма Белграда практически весь офицерский и рядовой состав морского флота были переброшены на Дунай. Но, смерть Иосифа II и вступление на престол Леопольда II не позволили флоту Австрии вновь исчезнуть.

Австрийская канонерка дунайской флотилии 1787 г.

Следующим этапом в истории австрийского военного флота стал Кампо-Формийский мир, заключённый 18 октября 1797 года, по которому Австрия получала Венецию и венецианское побережье Истрии и Далмации. С тех пор Венеция на долгое время с небольшим перерывом станет главной базой австрийского флота. В то время военные силы Австрии на Адриатики носили название «Австрийско-Венецианский морской флот» (Österreichisch-Venezianische Marine). Но об этом в следующий раз.

Австрийское судно конца XVIII века

Серж Сакенов

Многие материалы в этой статье публикуются на русском языке впервые.

Список использованной литературы

  1. Haidinger, Robert (2013) Kaiser Karl VI. und die Marine.
  2. Austrian and Hungarian Warships on the Danube
  3. Claudia Reichl-Ham. Le Origini Della Marina Austriaca
  4. Kaunitz and Enlightened Absolutism 1753-1780
  5. Austrian East India Company
  6. Andreas Stupka. Schlacht um Belgrad 1717
  7. Boro Bronza. Austrian trade towars the Ottoman Empire and Asia during the 18th ctntury
  8. Boro Bronza. The Habsburg Monarchy and the Projects for Division of the Ottoman Balkans, 1771-1788
  9. Belgrade – Date: 15 June-22 August 1717
  10. Karl Klaus Körner. Die Fregatten Maria Theresias. Schiffbau in Porto Rè 1765-1770
  11. Сила австрийской армии в 1705-1740 годах
  12. Ярослав Шимов. «Австро-Венгерская Империя». М. Эксмо. 2003 г.

__________________________________________________
Понравилось? Поддержи автора деньгами!

Это не коммерческий проект, автор тратит свои личные время и средства, чтобы подготовить для тебя этот материал.

Карта автора для донейшена: 5211 7826 7537 8191

Westernworld
s.vasenko@gmail.com

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *